Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3 комбинированного вида"

г. Петропавловск-Камчатский

Шаг за шагом или о задачах возраста

Долгий и сложный путь взросления от младенца до самостоятельного, ответственного и успешного человека — это приобретение знаний и умений, разрешение внутренних противоречий и преодоление внешних препятствий. В каждом возрасте свой круг особо значимых задач развития, которые психологи называют задачами возраста.

От рождения до трех лет

  • Приобретение доверия к миру.
  • Создание фундамента эмоционального развития.
  • Психомоторное развитие (исследование собственного тела, управление им).
  • Овладение речью.
  • Формирование основ управления познавательными процессами и поведением (способность выполнять инструкции взрослых).

Младший дошкольник (3-5 лет)

  • Развитие речи как инструмента общения и условия развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка.
  • Развитие инициативности и активности окружающего мира (возраст «почемучек»).
  • Первые шаги в освоении социальных семейных, профессиональных, социальных ролей (игры в «школу», «магазин», «дочки-матери») т.е. овладение основами норм общечеловеческих отношений через игру.
  • Активное фантазирование и проявление творческих способностей.

Старший дошкольник (5-7 лет)

  • Целенаправленное развитие интеллектуальных навыков и способностей при активном участии со стороны взрослого.
  • Развитие способности произвольно управлять поведением и познавательными процессами.
  • Осознание собственной половой принадлежности.
  • Развитие навыков общения со сверстниками.
  • Овладение нормами общечеловеческих отношений через игру.

Младший школьник (7-10 лет)

  • Учебная деятельность, в которой проявляются способности в различных сферах.
  • Активное формирование самооценки.
  • Развитие инициативности и самостоятельности.

Младший подросток (11-13 лет)

  • Начало активного самопознания.
  • Формирование ответственности и самостоятельности.
  • Развитие индивидуального познавательного стиля.
  • Развитие навыков общения и установления отношений со сверстниками.

Старший подросток (14-18 лет)

  • Психологическое отделение от родителей, обретение психологической независимости.
  • Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей).
  • Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков.
  • Начало профессиональной ориентации, определение приоритетной области интересов.
  • Обретение устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам.
  • Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением, принятие и освоение половой роли.
  • Активное познание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков.