Начинать надо с формирования пространственных представлений.

Освоение схемы собственного тела

Здесь может помочь стихотворение, во время его рассказывания ребенок указывает на называемые части своего тела.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки — части стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой —
Вот что знаем мы с тобой!

Массаж подушечек пальцев

Подушечку своего большого пальца взрослый ставит на ноготь массируемого пальца ребенка и затем растирает его.

Можно обучить ребенка и самомассажу. На каждую строчку стихотворения дети растирают подушечки соответствующего пальца.

Для правой руки

Это — пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это — указательный,

Умный и внимательный.

Это — пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это — безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый и удаленький.

Для левой руки

Это пальчик первый,

Он на ручке левой.

Это пальчик наш второй

Он вторым вступает в строй.

Это третий палец,

Он у нас красавец.

за ним четвертый

Он калачик тертый.

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!

Большую помощь окажет маркировка пространства

Сначала это браслет, ленточка, часы на левой руке самого ребенка, потом — маркировка страницы.

Хорошо себя зарекомендовала тренировочная тетрадь О.И. Крупенчук «Леворукий ребенок. Готовим руку к письму» (СПб., 2008) промаркирована левая сторона страницы. Это сигнал ребенку: начинать писать отсюда! Кроме того, вверху страницы нарисована стрелка, указывающая направление письма.

Очень важно освоение речевого квазипространства, — предлогов, предложных слов и предложных конструкций.

Начинать надо с освоения простых предлогов (в, из, на, под, за, с,) и переходить к более сложным ( из- за, из-под, над) и т.д. Убедитесь, что ваш ребенок хорошо понимает значение предлогов. Проследите за тем, как он использует в речи предлоги.

Для усвоения понимания предлогов можно рекомендовать упражнение «Фокусник». Ребенку дается каучуковый мячик. Проигрывая с ним все действия вслед за взрослым, ребенок наглядно видит положение мяча, обозначаемое соответствующим предлогом.

Упражнение «Фокусник»

За рукой и под рукой,
Из-под кисти — на покой,
Над рукою он кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу,
Из руки его достану,
Слева, справа ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу,
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу — смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Стукну мячик о кулак,
Сквозь кольцо продену —
так.
Сбоку подержу пока —
Без мяча моя рука.
У ладони мяч играет,
До нее не долетает.
К носу мячик приложу
И напротив подержу.
Выше глаз и глаз пониже,
Дальше от меня и ближе.
Тут — в ладонях, тут —
вовне.
Брошу вдаль, а он — ко мне.
Мячик около лежал,
Назад бежал, вперед бежал,
И обратно возвращался,
И до завтра попрощался.

Детям старшего дошкольного возраста поможет Графический диктант.

В рабочих тетрадях О.И. Крупенчук «Графические диктанты для мальчиков» и «Графические диктанты для девочек» (СПб., 2009) предлагаются съемные листы в середине книги. На них поставлены исходные точки и номера заданий, которые поша-гово изложены для читающего их взрослого. Рядом с каждым заданием небольшой рисунок-ответ.

Сенсомоторика — фундамент психического развития ребенка и именно с нее должны начинаться коррекция и абилитация. Сформированный сенсомоторный базис активи-зирует речевые структуры и гармонизирует работу всех систем и психических процессов левши.

Гармонизация движений: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость — залог дальнейших достижений ребенка.