Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенчекого возраста, другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку в возрасте 3 лет, когда переключение с одной руки на другую естественно. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором руки до 6 лет, а некоторые так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе матери. С помощью особой ультразвуковой камеры ученые фотографировали еще неродившихся младенцев. И если они тянули в рот левую руку, то обязательно рождались левшами. Иными словами, примерно на 3—4-м месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее «перекос» закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может переключиться и в обратную сторону (иногда не полностью). И тогда человек будет сочетать в себе признаки как левши, так и правши.

Сейчас левшей более 600 миллионов. По прогнозам, к 2020 г. их количество возрастет до миллиарда. Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечают, иногда почитают, иногда уничтожают, но почти всегда стараются загнать меньшинство в прокрустово ложе: дескать, не высовывайся.

В недавние времена педагоги, конечно из самых лучших побуждений старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Не только потому, что так поступают большинство людей, но еще и потому, что так проще жить.

И действительно — мир устроен для правшей: например, свет в классе всегда падает так, как нужно правшам; современные фото и видеокамеры сделаны для правшей; швейные машины, большинство кухонных и столовых приборов, компьютерная техника удобны правшам; турникеты в метро, банкоматы, не говоря уже об обычном салоне автомобиля (праворульные машины предназначены для левостороннего движения!), а тем более в кабине пилота, приспособлены для праворуких.

Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы:

  • они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями.
  • характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления,
  • зрительной памяти,
  • пространственного восприятия.
  • особенно трудны мыслительное манипулирование и запоминания последовательностей,
  • переключение,
  • хуже воспринимают (не путать с «видят»!) то, что расположено слева от них,
  • наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно «выворачивание» при рисовании : верх и низ, вертикальное и горизонтальное правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства.

Да, левшам труднее и в быту, и в окружении, и в процессе обучения, но это проблема, а не прихоть леворуких детей.

Родители должны понимать это и помогать леворуким детям адаптироваться в жизни.