У всех народов, во все века рождались необычные дети. Их было немного, но появлялись они неизменно, отличаясь от большинства тем, что главной у них была не правая рука, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на кострах, другие — обожествляли, третьи стали наблюдать. И выяснились любопытные вещи, оказалось, что левши отличатся от других людей не только главенством левой руки, но целым рядом других особенностей развития и жизни: эмоциональностью, креативностью, уязвимостью.

Медики, нейробиологи, психологи установили, что популяция левшей вовсе неоднородна.

Ученые выделяют различные группы леворуких детей.

К первой группе относится почти половина левшей, так называемых генетических, в роду которых, есть генетические леворукие родственники (родители, братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки).

У них ведущее полушарие — правое (отвечает за речь, чтение, логику).

И количество таких левшей на планете не зависит от климата, расы и не меняется от века к веку.

Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, координация его движений очень тонкая и совершенная.

Переучивать такого ребенка нельзя — он потому и левша, что у него так устроен мозг.

Вторая группа — компенсаторные левши. Если во время родов или тяжелой бере-менности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, отвечающее за работу правой руки, ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука.

Такие левши рождаются:

  • при поздних беременностях, обычно протекающих сложно и заканчивающихся непростыми родами;
  • в многодетных семьях, где у матери были частые роды;
  • среди трех-четырех близнецов, т.е. в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными.

Таких левшей также почти половина, и их становится все больше в развитых странах, поскольку в основном там рождаются поздние дети.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и еще раз нет.

Ведь перекладывая такому ребенку карандаш: из левой руки в правую, мы хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Его же организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного.

Переучивание генетических или компенсаторных левшей может привести к невротическим проблемам:

  • раздражительности,
  • заиканию,
  • головным болям,
  • вспыльчивости,
  • нарушению сна,
  • потере аппетита,
  • капризам,
  • плаксивости,
  • энурезу,
  • замедлению роста тела,
  • жалобам на усталость в правой руке вплоть до писчего спазма в ней,
  • повышенной утомляемости и снижению работоспособности,
  • потере экстрасенсорных, музыкальных, художественных способностей,
  • снижению успеваемости обучения,
  • тикам и навязчивым движениям.

Бывают редкие случаи, когда ребенок повредил правую руку (сломал, ударил и т.д.), стал ее беречь, натренировал левую руку. В школе выясняется, что левой рукой пишет он плохо. Таких детей называют вынужденно леворукими.

Еще редки подражательные левши: ребенок старается все делать левой рукой, подражая взрослому, которого любит.

Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог. «Рукость (т.е. преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более не компетентное, да еще в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявится не сразу, а через несколько лет»

Левши отличаются:

  • образной памятью,
  • обостренной интуицией,
  • тягой к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные идеи и решения.

Их непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов, но почти нет среди людей технических профессий.

  • «внутренняя» речь леворукого ребенка намного богаче и ярче внешней. Это подтверждается тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления;
  • со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников, но медленнее.