Звукопроизношение

Общий комплекс артикуляционных упражнений

Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

Мы превращаемся в веселых мартышек.

Что любят делать мартышки? Правильно, дразниться, сроить рожицы.

Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно.

1. Мартышки дразнят лягушку и слоненка — губы растянуть в улыбку, вытянуть вперед «хоботком» («Улыбка, поцелуйчик»).

2. «Толстячки» и «худышки» — надуть щеки, втянуть щеки.

3. «Поймай мышку за хвост» — рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.

4. «Лошадка фыркает» — выдыхать воздух через сомкнутые губы, вибрация губ.

5. «Лошадка скачет» — рот широко открыт, щелканье языком.

6. «Лошадка цокает копытами» — рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.

7. «Вкусное варенье» — облизывание губ языком.

8. «Почистим зубки» — водить кончиком языка по верхним и нижним зубам с внешней и внутренней стороны.

9. « Накажем непослушный язык» — улыбнуться, положить язык на нижнюю губу:

а) стучать зубами по языку – та-та-та-та

б) шлепать по языку губами пя-пя-пя-пя чередовать эти движения.

10. «Маляр» — открыть рот и водить по потолку ( по нёбу) кончиком языка.

11. «Заборчик» — улыбнуться, показать зубы, удерживать улыбку под счет до 10

12. Язык — «Выглянул из домика», «Поглядел вправо-влево, вверх-вниз».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса

Упражнения для развития дыхания

1.«Носик » — вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот на вертушку.

2. «Футбол» — понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуй ватку — мяч в ворота.

3. «Фокус» — эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.(вдох всегда через нос)

4. «Подуй в трубочку» — язык сворачиваем в трубочку, дуем.

5. «Шторм в стакане» — дуть в воду через соломинку от коктейля.

6. «Прокати карандаш по столу» — вдох носом, подуть на круглый карандаш, который лежит на столе. Ребенок взрослому – взрослый ребенку. Очень увлекательно!

Также можно использовать различные игрушки, кораблики, султанчики, мыльные пузыри, вертушки, дудочки, надувать воздушные шары и т.п.

Фонематическое развитие

Чтобы научиться произносить звуки речи, ребенок должен их слышать.

Речевое развитие зависит от состояния физического слуха.

Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (фонема — звук). Различать близкие по звучанию слова — мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т. п. Фонематическое восприятие — большая, сложная и взаимосвязанная работа головного мозга и речевого аппарата. Нарушения в этой работе являются причиной нарушения правильного произношения звуков. Предлагаем вам поиграть в игры, развивающие фонематический слух.

1. «Отгадай, что я делаю» — на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. За ширмой рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами и т.п.

2. «Веселый попугайчик» — развитие фонематического слуха, формирование чувства ритма. Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает — па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

3. «Поймай звук» — я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.

4. «Собери словечко» — м — а — к Мак и т.п.

5. «Цепочка слов» — для детей постарше.

Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов), но и глаголов (действий), прилагательных (признаков) и т.д. В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.) В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор. (Игра «Третий лишний», Игра «Четвертый лишний». ) Уметь подбирать слова-антонимы. (длинная дорога – короткая, высокий – низкий, старый- молодой…)

Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванне.

Например: Находясь в ванной комнате рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое — гладкое, большое -маленькое, длинное — короткое, широкое — узкое и т. д.). Расскажите как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея — сшила, водитель — привез в магазин, продавец — продал, мы — купили).

Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т. п.).

Игра «Кто больше скажет слов» — возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы)

Грамматический строй речи

Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

Игра «Краски» — учит согласовывать существительные и прилагательные.

Например: Я — красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.

Игра «Хвастунишки» — образуем множественное число существительных.

У меня — один предмет, а у тебя — несколько, (стол — столы, стул — стулья, яйцо – яйца и т.п.).

Игра «Что из чего?» — образование прилагательных от существительных, (стеклянный, шерстяной, пластмассовый железный и т.п.).

Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить. Заучивайте с детьми короткие стихотворения, развивайте память и языковое чутьё!!!

Связная речь

Речь развивается по подражанию. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом.Следите за правильностью своей речи. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребёнку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку рассказать на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т.д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество и фантазию.

Развивайте мелкую моторику пальцев рук!!! Это очень помогает развитию мозга, мышления и речи – лепка, штриховка, раскрашивание, обводка по контуру, мозаика, конструкторы, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек, вязание, вышивание, пальчиковые игры, массаж пальцев рук.