Долгий и сложный путь взросления от младенца до самостоятельного, ответственного и успешного человека — это приобретение знаний и умений, разрешение внутренних противоречий и преодоление внешних препятствий. В каждом возрасте свой круг особо значимых задач развития, которые психологи называют задачами возраста.
От рождения до трех лет
- Приобретение доверия к миру.
- Создание фундамента эмоционального развития.
- Психомоторное развитие (исследование собственного тела, управление им).
- Овладение речью.
- Формирование основ управления познавательными процессами и поведением (способность выполнять инструкции взрослых).
Младший дошкольник (3-5 лет)
- Развитие речи как инструмента общения и условия развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка.
- Развитие инициативности и активности окружающего мира (возраст «почемучек»).
- Первые шаги в освоении социальных семейных, профессиональных, социальных ролей (игры в «школу», «магазин», «дочки-матери») т.е. овладение основами норм общечеловеческих отношений через игру.
- Активное фантазирование и проявление творческих способностей.
Старший дошкольник (5-7 лет)
- Целенаправленное развитие интеллектуальных навыков и способностей при активном участии со стороны взрослого.
- Развитие способности произвольно управлять поведением и познавательными процессами.
- Осознание собственной половой принадлежности.
- Развитие навыков общения со сверстниками.
- Овладение нормами общечеловеческих отношений через игру.
Младший школьник (7-10 лет)
- Учебная деятельность, в которой проявляются способности в различных сферах.
- Активное формирование самооценки.
- Развитие инициативности и самостоятельности.
Младший подросток (11-13 лет)
- Начало активного самопознания.
- Формирование ответственности и самостоятельности.
- Развитие индивидуального познавательного стиля.
- Развитие навыков общения и установления отношений со сверстниками.
Старший подросток (14-18 лет)
- Психологическое отделение от родителей, обретение психологической независимости.
- Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей).
- Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков.
- Начало профессиональной ориентации, определение приоритетной области интересов.
- Обретение устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам.
- Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением, принятие и освоение половой роли.
- Активное познание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков.